Планировка школы-интерната

date29.07.2014 "Школьная гигиена" authorАвтор: В.И. Белецкая

К школам-интернатам, в которых учащиеся находятся круглосуточно, предъявляются повышенные требования, что объясняется необходимостью создания рациональных гигиенических условий для проведения внеучебного времени и полноценного отдыха воспитанников. Исходя из сказанного численность учащихся школ-интернатов не должна превышать 280—340 человек.

Особые требования предъявляются к участку школы, где учащиеся проводят значительную часть времени, занимаясь общественно полезным трудом, учебно-опытной работой, спортом. Площадь участка должна составлять 2,0 — 2,5 га; 40 — 50% площади отводится под зеленые насаждения. На участке выделяются учебно-опытная, спортивная зоны, зона для отдыха и хозяйственный двор.

В учебно-опытной зоне разбиваются площадки с навесами для проведения учебных и внеклассных занятий, а также для дневного сна.

В спортивной зоне, помимо игровых площадок, предусмотренных для общеобразовательных школ, рекомендуется устройство дополнительных площадок: для игр в теннис, городки, ручной мяч и т. п.

В зоне отдыха организуются площадки для соляриев, аэрариев и летнего душа.

Школы-интернаты могут размещаться либо в изолированных зданиях, либо в отдельных помещениях, соединенных между собой теплыми переходами.

В зависимости от назначения выделяются учебные помещения, спальные, общешкольные и административно-хозяйственные помещения.

Учебные помещения размещаются в отдельных блоках по возрастным группам: для младших классов (I — III); средних (IV — VIII); старших (IX — X). Наряду с классами и кабинетами, рекреациями и туалетами предусматриваются комнаты для отдыха и индивидуальных занятий (1,25 м2 на одного учащегося).

В секцию спальных помещений входят: спальные комнаты, туалетные с умывальными, душевые с раздевальнями, гигиенические кабины для девочек, комната для чистки одежды и обуви, гости­ные, или комнаты дневного пребывания (0,1 м2 на одного ученика). Спальные комнаты должны быть просторными, не более чем на 8—10 учащихся для младших классов и 4—6 — для средних и старших (из расчета 4 м2 на одно место). Их следует хорошо проветривать. Устройство проходных спален недопустимо.

Учебные помещения, предназначенные для одной возрастной группы, следует размещать в одном блоке, ближе к спальным и рекреациям, особенно это необходимо для младших школьников.

К общешкольным помещениям относятся спортивный и актовый залы, мастерские, лаборатории, библиотека, столовая, медицинский пункт. Помещения, работа в которых сопровождается выделением запахов, пыли, шумом (столовая, мастерские, спортивный зал, лаборатория химии), изолируются от учебных и спальных помещений.

Площадь спортивного зала должна быть не менее 162 м2. Здесь проводятся учебные, кружковые секционные занятия, а в холодную и ненастную погоду — утренняя гимнастика.

В актовом зале проводятся вечера, собрания, концерты, сборы ц другие мероприятия массового характера. Площадь его должна быть достаточной для размещения всех учащихся школы-интерната (0,6 м2 на одного человека). При актовом зале предусматривается комната для клубных занятий.

Пищеблок, состоящий из обеденного зала (0,75 м2 на одно место), умывальной, кухни и подсобных помещений, проектируется с отдельным выходом на участок, вблизи к учебным и жилым помеще­ниям. Питание воспитанников интерната может осуществляться в две смены.

Медицинский пункт с отдельным выходом наружу включает кабинет врача, зубоврачебный кабинет, процедурную (их делают смежными), не менее двух палат для больных детей (из расчета 6 м2 на одно место), две комнаты для изолятора (9 м2 на одно место), ванную комнату и туалет, буфет-раздаточную. Со спальными и учебными помещениями сообщаются только кабинеты врачей и процедурная.

К административно-хозяйственным помещениям относятся кабинеты директора и заведующего учебной частью, учительская, методический кабинет, комнаты для старшего воспитателя, дежурных воспитателей, технического персонала, починки белья и обуви, кладовые сезонной одежды и обуви.